Assign modules on offcanvas module position to make them visible in the sidebar.

Main Menu

Поделиться

Государственная регистрация прогулочных, маломерных и спортивных парусных судов

Государственная регистрация судна в одном из российских реестров судов устанавливает его национальность (государственную принадлежность).

Государственная регистрация является единственным основанием права плавания под российским Государственным флагом.


 

 А.С.Недошивин

Люди, которых жизнь привела к покупке собственной яхты, все, вроде, взрослые. Трудно представить себе их не поставившими на учет в ГИБДД купленный автомобиль, а купившими в переходе метро поддельный Паспорт транспортного средства (ПТС) и яростно доказывающими окружающим, что все в порядке, и с такими документами они спокойно ездят. И в качестве главного довода заявляющими, что «Эти документы признают страховые компании», и все потому, что какой-то страховой агент продал им страховой полис по этому поддельному ПТС.

Вряд ли придет кому-то в голову купленный за 100 тыс.$ автомобиль оформлять в собственность на незнакомую старушку, чтобы сэкономить 1 тыс.$.

Но с регистрацией купленной яхты многие как будто голову теряют. Купив яхту, оформляют на нее левые бумажки, торгуясь за каждые 100$.

«Удобный» флаг, вроде BVI или Маврикия еще полбеды. Это как раз вариант незнакомой старушки. Но хоть сама регистрация и право плавания под соответствующим флагом законные. Что такое «удобные» флаги, кто и для чего их придумал, дают ли они какую-либо защиту, какие могут принести проблемы и есть ли вообще смысл их использовать в условиях автоматического обмена налоговой информацией рассматривается нами в отдельной статье.

Использование подложной регистрации яхты, например, ВФПС, влечет очень большие проблемы. И дело не в том, продадут ли страховку. Все гораздо серьезнее, чем многим представляется.

Международное морское право о государственной регистрации судов

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (UNCLOS)  обязывает суда плавать под флагом какого-либо одного государства[1]. Но международных соглашений, регулирующих порядок и основания предоставления государствами судам права плавания под своим флагом, нет. Каждое государство самостоятельно определяет условия предоставления судам своей национальности и права плавать под своим флагом[2]. Подробнее см. статью Национальность судна и флаг.

Национальность судна — это принадлежность судна к определенной государственной юрисдикции. И определяется она правом плавания под определенным государственным флагом.

Судно, имеющее определенную национальность, в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства, под флагом которого оно плавает[3] , то есть на судне действуют законы государства флага.

Территориальное море и внутренние воды - это территория юрисдикции соответствующего прибрежного государства, то есть зона действия законов и полномочий государственных органов этого прибрежного государства.

Национальность судна сродни гражданству человека. Также как гражданин обладает правом бессрочного нахождения на территории государства, гражданином которого он является, свободного перемещения по территории этого государства, беспрепятственного въезда в родную страну, только суда имеющие российскую национальность могут свободно заходить в российские территориальные и внутренние воды и бессрочно в них находиться.

Государственная регистрация в России и право плавания под российским Государственным флагом

Основных законов, обеспечивающих правовое регулирование мореплавания и судоходства на территории России два. Это Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ). Они похожи и по структуре, и по содержанию.

КТМ РФ регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Его правила распространяются на:

  • морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям;
  • суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном[4].

КВВТ РФ регулирует отношения, возникающие при осуществлении судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации и его положения распространяются на:

  • внутренние водные пути Российской Федерации и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения, причалы;
  • порты, расположенные на внутренних водных путях Российской Федерации;
  • суда и плавучие объекты, предназначенные для использования в целях судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации[5].

Многие формулировки в КТМ РФ и КВВТ РФ, касающиеся маломерных, прогулочных судов и спортивных парусных судов в этих кодексах полностью идентичны.

Необходимость государственной регистрации определяется этими кодексами.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно, ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном. Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке[6].

Право плавания под российским Государственным флагом и, соответственно, российская национальность предоставляется судам, находящимся в собственности российских граждан, российских юридических лиц и самого российского государства[7].

И возникает это право с момента государственной регистрации судна[8].

Необходимо различать Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и просто использование российского государственного флага.

Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации это определенный юридический статус судна, которым устанавливается государственная принадлежность (национальность) судна, юрисдикция и контроль Российской Федерации над судном.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном флаге Российской Федерации», Российский государственный флаг, поднятый на судне, зарегистрированном в одном из государственных реестров, является официальным использованием государственного флага[9].

Незарегистрированное судно тоже может поднять российский флаг. Это будет использование «в иных случаях», допускаемое законом «О государственном флаге»[10].

Какие суда НЕ подлежат государственной регистрации

Не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, беспалубные несамоходные суда, длиной до 12 метров, а также суда:

  • массой до 200 кг и мощностью двигателей до 8 кВт (10 л/с);
  • спортивные парусные суда, длиной до 9 метров, которые не имеют двигателей, и на которых не оборудованы места для отдыха[11].

Маломерное судно, не подлежащее государственной регистрации должно быть укомплектовано спасательными и сигнальными средствами предусмотренными Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности маломерных судов" (ТР ТС 026/2012).

Длиной судна Государственная инспекция по маломерным судам МЧС РФ (ГИМС) считает "наибольшую длину корпуса судна", а массой - "массу укомплектованного судна" согласно ГОСТ Р ИСО 8666-2012 "Суда малые Основные данные" [12]. В соответствии с этим ГОСТом, масса укомплектованного судна должна задаваться вместе с массой наиболее тяжелого мотора (моторов), рекомендованного изготовителем и сопутствующим оборудованием - системой управления двигателем, топливной и рулевой системой. Вне зависимости от того, какой из рекомендованных моторов установлен и установлен ли вообще.

Выражение «суда, которые не имеют двигателей» ГИМС понимает не только как суда, не оборудованные стационарным двигателем, но и как суда, конструкцией который не предусмотрена установка подвесных моторов. То есть, если идет по морю парусная яхта, на которой мотор не установлен, и, может быть, даже вообще отсутствует на борту, но имеется специальное устройство для его установки (например, выносной транец) и/или конструкторской документацией предусмотрена установка подвесного мотора, то ГИМС считает, что такое судно должно быть зарегистрировано. Содержание понятия «места для отдыха» также в законе не раскрывается. Но оборудованные спальные места очевидно являются местами для отдыха.

Пункт про неподлежащие государственной регистрации спортивные парусные суда вызывает ожесточенные споры между ГИМСом и яхтсменами.

К не подлежащим государственной регистрации судам не применяются требования о классификации, освидетельствовании, наличии каких-либо регистрационных документов, а также документов, подтверждающих право капитана управления таким судном. Для таких судов не установлены и не отражены в судовом билете характеристики мореходности – разрешенный район плавания, максимальные высота волны и сила ветра.

Это вполне разумно для спасательных шлюпок, рыбацких резиновых лодок, водных велосипедов и прочих яхтенных тузиков.

Когда законодатель освобождал от необходимости государственной регистрации спортивные парусные суда, длиной меньше 9 метров, без двигателей и мест для отдыха, он имел в виду гоночные яхты классов Дракон, Солинг, SB20, эМ-Ка и аналогичные. Это беспалубные килевые яхты, предназначенные для участия в соревнованиях в закрытых или прибрежных акваториях с обеспечением безопасности вспомогательными судами, которые и в случае поломки помогут, и отбуксируют в гавань если ветер стихнет.

Яхты класса Четвертьтонник, Open 800 и аналогичные, несмотря на свой небольшой размер, являются серьезными судами, предназначенными для самостоятельных крейсерских плаваний в открытом море. К ним должны применяться соответствующие требования по безопасности мореплавания. И осуществляться государственный надзор за безопасностью мореплавания. Включая классификацию - присвоение судну определенной категории сложности района плавания, учитывающей вероятные ветроволновые условия и удаленность от места убежища, регулярное освидетельствование - проверку соответствия корпуса, механизмов, устройств, оборудования и снабжения судна установленным техническими требованиями, а в целом судна присвоенной категории плавания. Такие яхты должны управляться квалифицированным экипажем, капитан должен иметь специальное право управления определенным типом судна в определенном районе плавания, а само судно должно быть зарегистрировано в одном из российских государственных реестров судов.

Кто и как регистрирует

Морские суда, используемые в целях торгового мореплавания, подлежат государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации:

  1. Государственном судовом реестре;
  2. реестре маломерных судов;
  3. бербоут-чартерном реестре;
  4. Российском международном реестре судов;
  5. Российском открытом реестре судов;
  6. реестре строящихся судов[13].

Государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов, бербоут-чартерном реестре, а также государственная регистрация строящихся судов в реестре строящихся судов осуществляется капитаном морского порта.

Правила государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов устанавливают порядок государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах Российской Федерации[14].

Суда, предназначенные для использования на внутренних водных путях в целях судоходства, подлежат государственной регистрации в одном реестров судов Российской Федерации:

  1. Государственном судовом реестре;
  2. реестре маломерных судов;
  3. реестре арендованных иностранных судов;
  4. Российском международном реестре судов;
  5. реестре строящихся судов[15].

Государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре, реестре строящихся судов и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей[16].

Правила государственной регистрации  устанавливают порядок государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в системе записей о судне и правах на него в Государственном судовом реестре Российской Федерации[17].

Государственная регистрация маломерных судов, предназначенных для некоммерческого использования, осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС РФ (ГИМС)[18].

Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС, определяют порядок государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Государственной регистрации подлежат суда, право собственности и иные вещные права на суда, а также ограничения (обременения) этих прав[19].

При плавании на маломерном судне, зарегистрированном в установленном порядке, на борту судна должны находиться следующие судовые документы:

  • судовой билет (или его копия заверенная в установленном порядке) и
  • судовая роль[20].

Больше никаких способов произвести государственную регистрацию судна в России и получить Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации НЕТ.

Подложная регистрация

Многие яхты ходят с «судовым билетом», выданным Всероссийской федерацией парусного спорта (ВФПС). Ходят не только в России, но и выходят за границу. Особо смышленые товарищи купленную за границей яхту, никогда не бывавшую в России, регистрируют в ВФПС и ходят по миру под российским Государственным флагом с «судовым билетом» ВФПС. Ну очень похожим на настоящий.

Несмотря на то, что неоднократно обращалось внимание ВФПС на незаконность этой деятельности, на сайте ВФПС (по состоянию на  22.02.2019 года) до сих пор рекламируется эта регистрация.

Формально ВФПС не нарушает закон. На сайте ВФПС Правила регистрации сейчас не опубликованы. «Правила спортивной регистрации спортивных парусных судов», утв. на заседании Президиума ВФПС 11.04.2009 г., регистрацию в ВФПС называют не государственной, а «официальной».

Продажа в ларьке Билета Банка приколов номиналом в 5000 «дублей» сомнительна, но закон, вроде как, не нарушается. А попытка рассчитаться им за купленные товары, выдав за настоящие деньги, является уже уголовным преступлением.

Свой собственный реестр (список) чего угодно может вести любой. Хоть ВФПС, хоть булочная. И устанавливать собственные правила. И выдавать красивые бумажки.

Но вот предъявление такой бумажки государственным органам в качестве судовых документов для совершения юридических действий, например, для оформления пересечения государственной границы, это использование заведомо подложного документа. Преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 327 Уголовного кодекса РФ.

ВФПС на своем сайте сообщает, что Свидетельство о регистрации ВФПС «признается государственными структурами и страховыми компаниями», и «с получением официальной регистрации сотни судовладельцев беспрепятственно пересекли границу РФ, а также беспрепятственно осуществляют буксир судов по автомобильным дорогам РФ и осуществляют плавания по водным путям РФ».

П. 4 ст. 33 Уголовного кодекса РФ: Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.

Наиболее часто в качестве аргумента того, что какая-то регистрация яхт является приемлемой, используется довод, что на основании соответствующих регистрационных документов страховые компании оформляют страховку.

Бизнес страховщиков состоит в получении страховой премии и невыплате страхового возмещения. При продаже страхового полиса им не очень интересно насколько законно страхователь владеет и использует предмет страхования. Тем более, что обычно по договору и правилам страхования страхователь несет ответственность за достоверность предъявляемых им документов. Поэтому при продаже страхового полиса страховые компании не очень присматриваются к документам. Другое дело при выплате страхового возмещения. Здесь они смотрят уже с лупой. Трудно себе представить, что, обнаружив, что регистрация яхты поддельная, страховая компания выплатит страховое возмещение.

Последствия отсутствия государственной регистрации судна

Каждое государство самостоятельно определяет условия предоставления судам своей национальности и права плавания под своим флагом[21]

Российское законодательство жестко связывает эти понятия: 1. Судно, пользующееся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации, имеет национальность Российской Федерации. 2. Судно, имеющее национальность Российской Федерации, обязано нести Государственный флаг Российской Федерации[22].

Возникает право плавания под российским Государственным флагом только с момента государственной регистрации[23]. То есть, суда, не зарегистрированные в одном из российских государственных реестров судов, НЕ имеют права плавания под Государственным флагом Российской Федерации и, соответственно российской национальности.

Таким образом, отсутствие российской государственной регистрации означает отсутствие у судна российской национальности.

На территории России судно, законно или незаконно не имеющее государственной регистрации, имеет определенный правовой статус - является объектом гражданских прав, транспортным средством, судном, спортивным снарядом и т.д.

В открытом море, то есть за пределами территориальных вод, юридический статус судна, не имеющего национальности, оказывается крайне сомнителен - на борту перестают действовать российские законы.

Понятием «Судно, не имеющее национальности» («Ship Without Nationality», «Stateless Vessel») международное право оперирует, но почти исключительно в контексте борьбы с пиратством. А вот российское и большинство зарубежных национальных законодательств такого понятия не знают. Человек может быть лицом без гражданства, права которого определены и защищены, а у судна, не имеющего национальности, прав нет.

Но для того, чтобы покинуть территориальные воды и оказаться в открытом море надо пересечь государственную границу. Федеральный закон «О государственной границе РФ» устанавливает порядок пересечения государственной границы для российских и иностранных судов[24]. А пересечение государственной границы судами, не имеющими национальности, вообще не предусмотрено. Ни туда, ни сюда. Ни даже вынужденное пересечение, осуществляемое в силу чрезвычайных обстоятельств.

На вопрос Береговой охраны Пограничной службы РФ «Под каким флагом двигается судно?», например, заданный по радиосвязи, единственный верный ответ владельца «судового билета» ВФПС: «Ни под каким. Судно не зарегистрировано, и не имеет права плавания ни под Государственным флагом Российской Федерации, ни под каким-либо другим».

Свободной от государственной принадлежности суши, за исключением Антарктиды, на планете Земля не осталось. Поэтому для того, чтобы пристать к берегу судну придется заходить в чьи-то территориальные воды и пересекать чью-то государственную границу. Случаи захода в какое-нибудь государство судна, не имеющего национальности, наверняка есть. Как-то с ними поступают пограничные и таможенные службы. Нам не удалось найти соответствующей юридической практики. Желающих попробовать просим рассказать о действиях властей и о своих ощущениях.

По внутренним водным путям плавание без ограничений разрешено только судам, имеющим право плавать по российским Государственным флагом. Плавание судов под флагами иностранных государств разрешается на основании международных договоров, а также на основании решений Правительства РФ[25]. Плавание иностранных спортивных парусных и прогулочных судов по внутренним водным путям осуществляется в соответствии Правилами плавания по внутренним водным путям РФ спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.05.2012 N 472 (ред. от 20.07.2013).

Плавание по внутренним водным путям судов, не имеющих национальности, не предусмотрено ни одним законом.

Таким образом:

  1. Суда, плавающие в открытом море, в российских территориальных водах и по внутренним водным путям должны быть зарегистрированы в установленном законом порядке.
  2. Только государственная регистрация судна в одном из государственных реестров судов РФ дает право плавания под Государственным флагом РФ и, соответственно, российскую национальность.
  3. Освобождены от государственной регистрации суда небольшого размера, не предназначенные для самостоятельного мореплавания и судоходства по внутренним водным путям. Такие суда не имеют права плавания под Государственным флагом РФ и, соответственно, российской национальности.
  4. Судовыми документами являются документы, выдаваемые при государственной регистрации. Для маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов это судовой билет, выданный ГИМС, администрацией бассейна внутренних водных путей или капитаном порта.
  5. Попытка выдать за судовые документы какие-то другие документы, где-то полученные или самостоятельно нарисованные, в том числе, т.н. «свидетельство о регистрации» или «судовой билет» ВФПС, является незаконной и влечет ответственность, вплоть до уголовной.

 


[1] ст. 92 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS)

[2] ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS)

[3] ст. 92 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS)

[4] ст. 1-3 КТМ РФ

[5] ст. 1 КВВТ РФ

[6] ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ (ред. от 29.12.2017), далее по тексту «КВВТ РФ»

[7] ст. 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (ред. от 29.12.2017), далее по тексту «КТМ РФ»

[8] ст. 16 КТМ РФ, ст. 23 КВВТ РФ

[9] ст. 1, 3 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Государственном флаге Российской Федерации»

[10] ст. 9.1 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Государственном флаге Российской Федерации»

[11] ст. 33 КТМ РФ, ст. 16 КВВТ РФ

[12] Письмо МЧС России от 04.02.2015 N 29/1-3-153

[13] ст. 33 КТМ РФ

[14] п. 1, 2 Приказа Минтранса России от 19.05.2017 N 191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов»

[15] ст. 16 КВВТ РФ

[16] ст. 17 КВВТ РФ

[17] п. 2 Приказа Минтранса России от 26.09.2001 N 144 (ред. от 02.10.2014) "Об утверждении Правил государственной регистрации судов»

[18] ст. 35 КТМ РФ

[19] п. 1, 2 Приказа МЧС России от 24.06.2016 N 340 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"

[20] ст. 27, 31 КТМ РФ, ст. 14 КВВТ РФ

[21] ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS)

[22] ст. 17 КТМ РФ

[23] ст. 16 КТМ РФ, ст. 23 КВВТ РФ

[24] ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016)

[25] п.1 ст. 23 КВВТ РФ

 

тел. +7 812 649-2904    e-mail: marinexpert.ru@gmail.com

Экспертный морской совет 2017 © All Rights Reserved.

 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru