Безопасность мореплавания. Аудит безопасности яхтенных марин и стоянок для маломерного флота

Малые глубины, близость навигационных опасностей, интенсивное судоходство, все это делает зону порта зоной повышенного риска.

Целями проведения аудита безопасности марин и стоянок являются - оценка соответствия нормативным требованиям по безопасности; анализ рисков; оценка текущего уровня защищенности; локализация узких мест в системе безопасности; выработка рекомендаций по внедрению новых и повышению эффективности существующих механизмов безопасности.


Безопасность акватории

В первую очередь оценивается основное назначение марины:

  • База для занятий парусным спортом;
  • База для занятий водномоторным спортом;
  • Долговременная стоянка спортивных (гоночных) судов;
  • Долговременная стоянка прогулочных судов;
  • Кратковременная (гостевая стоянка), например, вблизи какой-либо достопримечательности;
  • Служебная стоянка для судов какой-либо организации;
  • Частная стоянка для резидентов жилищного комплекса, дачного посёлка.

Далее рассматриваются типы судов (парусные или моторные, спортивные или прогулочные), их размер и количество. Предполагаемая интенсивность использования – сколько выходов и заходов предполагается в день, как они распределяются в течении суток и по дням недели. Таким образом определяются требования к ширине подходного фарватера, наличию бассейнов для разворота судов, для ожидания прохода узких мест.

Выбираются и оцениваются виды причальных сооружений и способ швартовки. Это может быть прямая стенка стационарного причала, могут быть понтоны. Конфигурация понтонов также может быть различной – от индивидуальных ячеек для каждой лодки, до прямой протяженной причальной линии. Суда могут швартоваться бортом (лагом) к причалу, кормой к причалу с отдачей якоря с носа, кормой к причалу с заводкой на нос мурингов (средиземноморский способ швартовки), носом к причалу, соответственно с отдачей якоря или заводкой мурингов с кормы. Безопасность каждого из способов должна оцениваться в зависимости от погодных условий, типов судов и размеров акватории.

При определении ширины и направления подходного фарватера, также как и при разработке конфигурации причальных сооружений должны приниматься во внимание характеристики географического района, навигационная обстановка, гидрологическая обстановка, погодные условия. Так, например, направление подходного фарватера должно совпадать с направлением преобладающих ветров и или течений. Если преобладающий погодный фактор направлен поперек фарватера, то необходимо рассчитать его минимальную безопасную ширину для снижения риска посадки судна на бровку в результате дрейфа.

В зависимости от вида прилежащей акватории, подходных глубин, наличия фарватеров и каналов выбираются средства навигационного оборудования, определяется необходимость организации якорных стоянок, их расположение.

Средствами навигационного оборудования называются знаки или сооружения, ограждающие опасные в навигационном отношении места, как в открытом море, так и вблизи берегов.

Средства навигационного оборудования (СНО) подразделяются на береговые и плавучие.

Береговые средства навигационного оборудования

К береговым СНО относятся маяки, навигационные и створные знаки.

Маяк представляет собой фундаментальное строение башенного типа, оборудованное в верхней части специальным световым аппаратом. Маяк не только предупреждает об опасности, но и служит для определения места судна в море. Для того, чтобы мореплаватель мог опознать маяки, их строят различной приметной формы и придают огню каждого маяка особую световую характеристику. Это помогает судоводителю безошибочно определить местонахождение своего судна. Для обеспечения безопасности плавания во время тумана и ограниченной видимости на маяках могут устанавливать звукосигнальное средство, предупреждающее судоводителя о близкой навигационной опасности.

Навигационные знаки — специальные сооружения различной конструкции, по размерам значительно меньше маяков. Они могут быть освещаемыми и неосвещаемыми. Включение огня на знаках производится обычно автоматически при помощи фотоэлементов. Знаки постоянно не обслуживаются.

Створные знаки устанавливаются на берегу для указания судового хода на фарватерах и в узкостях. Они служат для обеспечения безопасности прохода судов в районах со стесненными условиями плавания.

Плавучие средства навигационного оборудования

К плавучим средствам навигационного оборудования относятся плавучие маяки, буи, бакены и вехи.

Плавучие средства навигационного оборудования ограждают участок водной поверхности, который представляет опасность для плавания судов, или указывают направление фарватера в районах, где можно плавать лишь по определенным путям.

Важным элементом любой марины являются гидротехнические сооружения для защиты от ветра и волн, которые позволяют обезопасить пребывание судна в отведенной акватории.

В зависимости от назначения яхтенной стоянки, конфигурации причальных сооружений и гидрометеорологической обстановки выбирается оснащение и технические средства: заправочная станция, необходимость и минимальное количество катеров для буксировки и помощи в швартовке, наличие диспетчерской службы.

Неотъемлемой частью безопасной эксплуатации является готовность к чрезвычайным ситуациям: планы действий и достаточные средства реагирования в случае штормового ветра, пожара, разлива нефтепродуктов.

 

Безопасность береговой инфраструктуры

На берегу любая яхтенная стоянка или марина имеет свои функциональные зоны:

  • Клиентская зона, в которой размещаются причальные сооружения, здание яхт-клуба, прогулочная зона, парковка для клиентов. Здание яхт-клуба - главная доминанта всей яхтенной стоянки, с душевыми и туалетами, конференц-залами для капитанских брифингов перед гонками, учебных курсов и семинаров, магазинами и кафе.
  • Техническая зона включает в себя расположение подсобных помещений, (мастерские по осмотру и ремонту судна, эллинги, заправочные станции) использующие специальное оборудование и машины, обслуживаемые исключительно квалифицированным персоналом марины. Посторонним находиться в такой зоне не безопасно, поэтому обычно в техническую зону допускаются исключительно представители владельцев, экипажи обслуживаемых в данный момент яхт.
  • В служебной зоне размещаются офисные здания, портовый гараж, автостоянка для сотрудников, столовая для сотрудников, санитарный блок. В этой зоне располагается диспетчерская-вахтенная служба с хорошим обзором всей территории и акватории марины.

Возможность доступа посетителей в различные функциональные зоны яхтенной стоянки зависит от цели посещения и общего количества людей с тем, чтобы не создавать угрозу безопасности:

  • проезд машин экстренных служб не оказался заблокирован припаркованными автомобилями;
  • следует избегать больших скоплений людей в местах, где возможно их падение в воду – на причалах, переходных мостиках и т.п.;
  • предотвратить попадание непроинструктированных людей в техническую зону.

В процессе аудита безопасности марин и стоянок по каждому из приведенных выше пунктов должна выполняться оценка риска и выдаваться рекомендации по его снижению до допустимого уровня.