Безопасность мореплавания. Проекты морской перевозки судов

Большинство моторных и парусных яхт имеют ограничения по району плавания. Кроме того, перегон судна своим ходом, например, вокруг Европы или через Атлантику, занимает неоправданно много времени. Если на судне нет постоянного профессионального экипажа, судовладельцу приходится искать добровольцев, что не просто.

Транспортировка яхт на верхней палубе грузовых пароходов стала последние годы настолько популярна, что появились уже специально построенные для этого полупогружные суда.


Купленную парусную яхту часто можно перегнать его своим ходом. О требованиях к безопасному перегону судов смотрите здесь. При наличии достаточного времени и квалификации экипажа, для парусной яхты это может оказаться удачным решением, позволяющим новому владельцу приобрести практический опыт дальних походов.

Большинство быстроходных моторных яхт, напротив, не приспособлены для дальних переходов. Гоночные автомобили не добираются до места проведения соревнований своим ходом. А ваша моторная яхта, наверняка, стоит гораздо дороже, чем любой автомобиль.

Кроме того, время, которое может уделить наиболее увлеченный судовладелец отдыху на своей яхте, обычно составляет не более 20 дней в году. За это время судовая энергетическая установка (СЭУ) моторной яхты нарабатывает 60-70 моточасов. Нетрудно подсчитать, что за время перегона, например, из Италии в порты черноморского побережья Кавказа СЭУ, системы и механизмы выработают 2-х летнюю норму своего моторесурса.

Поэтому, на большие расстояния лучше перевозить маломерное судно на борту грузового судна.

Согласно требованиям РД 31.11.21.24-96. Правила безопасности морской перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов (КТГ) (утверждены Приказом Росморфлота от 29.11.1996 N 44):

Крупногабаритные грузы (КГ) - грузовые места, один из размеров которых превышает льготный габарит погрузки подвижного состава железных дорог РФ по длине - 14 м; ширине (или диаметру) - 3,4 м; высоте - 3,4 м.

Тяжеловесные грузы (ТГ) - грузовые места массой более 35 т, размеры которых менее указанных параметров крупногабаритных грузов.

Крупногабаритные тяжеловесные грузы (КТГ) - грузовые места массой более 35 т с размерами крупногабаритного груза.

Для перевозки таких грузов по требованиям тех же Правил необходимо разработать Проект морской перевозки грузов

 

Проект морской перевозки

(ст. 2.2 РД 31.11.21.24-96)

1) Разработка проекта перевозки осуществляется компетентной организацией или перевозчиком за счет грузоотправителя. В роли заказчика проекта может выступать как грузовладелец, так и перевозчик. Заказчик проекта обеспечивает подготовку и выдачу проектанту технического задания.

2) Проект перевозки КТГ в общем случае должен включать:

  1. выбор оптимального варианта перевозки (по критериям, указанным в техническом задании);
  2. схемы и расчеты по размещению и креплению груза на судне;
  3. расчеты балластировки, остойчивости, прочности и аварийной (при необходимости) остойчивости судна;
  4. расчеты и документацию по подкреплению палуб и дооборудованию судна;
  5. технологию и организацию погрузки и выгрузки груза с указанием средств механизации, грузозахватных устройств и приспособлений со схемами строповки, а также устройств, необходимых для устойчивого размещения груза на складе и на судне;
  6. метеоусловия, ограничивающие производство работ по перегрузке (ветер, волнение, уровень воды, гололед и т.п.);
  7. ведомость поставок грузовладельца, включающую необходимые вспомогательные материалы и приспособления для перегрузки груза, его складирования и перевозки (траверсы, рамы, прокладки, брусья, стойки, клинья и др.);
  8. мероприятия по подготовке причалов в портах погрузки - выгрузки (при необходимости);
  9. инструкции капитану, содержащие принятые к учету условия плавания и рекомендации по поддержанию мореходности судна.

3) Состав документации и объем согласования должны быть указаны в техническом задании на разработку конкретного проекта перевозки. В общем случае проект должен быть согласован с перевозчиком, портами погрузки / выгрузки, другими транспортными и монтажными организациями, участвующими в доставке и монтаже груза. Проект перевозки необходимо согласовать с морским Регистром судоходства в случаях, поднадзорных его деятельности.

4) В состав проекта, при необходимости, включаются вспомогательные расчетные и информационные материалы, помогающие администрации судна при проверке остойчивости в рейсе для тех случаев загрузки, которые не соответствуют типовым.

5) В случае, если удельное давление КТГ не превышает допустимые нагрузки на палубы и не требует специального дооборудования судна и разработки нестандартных средств перегрузки и крепления, по согласованию с портом отгрузки допускается самостоятельная разработка схем размещения и крепления КТГ администрацией судна.

Таким образом, если хотя бы один из размеров планируемого к перевозке судна превышает установленные габариты, или его масса более 35 тонн, необходимо:

  • составить техническое задание на разработку проекта морской перевозки;
  • заказать разработку проекта морской перевозки в компетентной организации;
  • согласовать проект морской перевозки с Российским морским Регистром судоходства (РМРС).

Как правило, согласование проекта с РМРС является частью договора на его разработку.

В процессе разработки Проекта морской перевозки по каждому из приведенных выше пунктов должна выполняться оценка риска и выдаваться рекомендации по его снижению до допустимого уровня.

В отдельных случаях может оказаться, что перевозка судна невозможна в данном регионе. В такой ситуации правильным решением может быть его буксировка с использованием специализированного судна.