Безопасность мореплавания. Безопасность мореплавания.

Любое судно проектируется и строится для определенного района и конкретных условий эксплуатации, что отображается в классе судна. Поэтому, в случае, когда возникает необходимость в перегоне судна из одного водного бассейна в другой в условиях, на которые данное судно не рассчитано, разрабатываются проекты перегона судов, согласовываются с контролирующими организациями (Российский Речной Регистр, Российский Морской Регистр судоходства) и предъявляются инспекции государственного портового контроля перед выходом из порта.


Согласно расхожему высказыванию, в жизни судовладельца (яхтовладельца) есть два самых счастливых дня: день, когда он купил судно, и день, когда он его продал. В обоих случаях, как правило, продавец и покупатель находятся в разных городах, а зачастую и странах, и вожделенный объект нужно доставить из пункта А в пункт Б.

Можно перевезти его на борту грузового судна. О требованиях к безопасной перевозке судов смотрите здесь...

Можно перегнать маломерное судно своим ходом.

 

Проект перегона судна обычно содержит

Проект перегона судна обычно содержит:

  1. пояснительную записку с указанием характеристик и технического состояния судна, анализа требований нормативных документов, применимых к данному случаю, описанием района и условий перегона, мероприятий по обеспечению безопасности перегона (включая мероприятия организационного характера);
  2. описание навигационной обстановки и погодных условий по маршруту перехода. Выбор оптимального маршрута с учетом расстояний от мест укрытия, портов-убежищ и районов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ);
  3. расчеты прочности, остойчивости и высоты надводного борта для района и условий перегона;
  4. чертежи подкреплений корпуса и надстроек;
  5. чертежи и схемы закрытий отверстий в корпусе и надстройках судна, а также установки конструкций для повышения мореходности (волноотбойников, защиты надстроек, рубок);
  6. описание энергетической установки, электрического, радио- и навигационного оборудования;
  7. описание рулевого, якорного, швартовного устройств, противопожарной защиты и оборудования, спасательных и сигнальных средств;
  8. перечень аварийного снабжения и схему его размещения;
  9. инструкцию для капитана перегоняемого судна, включающую организационные мероприятия, установленные ограничения по погоде, указания по балластировке судна, по расходованию судовых запасов и борьбе за живучесть судна в аварийных ситуациях.

Вышесказанное в полной мере относится к конвенционным судам (более 500 GRT) и к маломерным судам, используемым в коммерческих целях.

Прогулочное судно, чисто теоретически, можно перегнать из одной акватории в другую без какого-либо проекта перегона, так как его согласование в данном случае не требуется. Однако сложно ожидать, что переход пройдет безопасно и не будет омрачен происшествиями, если выполнять его, по сути, вслепую, без оценки рисков и разработки мероприятий по их снижению до допустимого уровня.

Существует два способа избегать аварий и несчастных случаев:

  • следование процедурам безопасности или
  • исключительное везение.

Какому из них следовать, решать Вам. Грамотно выполненный проект перегона призван обеспечить безопасный переход Вашего судна из порта отправления в порт назначения, при котором Ваше судно:

не попадет в погодные условия, превышающие его возможности;

не останется без топлива, пресной воды или продуктов;

сможет принимать прогнозы погоды и навигационные предупреждения;

в любой момент будет в состоянии связаться с берегом для запроса информации или помощи;

при ухудшении погоды или возникновении внештатной ситуации на борту сможет безопасно добраться до порта-убежища.

Кроме того, перегон нового судна можно рассматривать как составную часть технологического процесса постройки судна. От того, насколько квалифицированно будет выполнен перегон, зависит продолжительность жизни судна. По сути, перегон нового судна, это ходовые испытания, в процессе проведения которых, выявляются и оперативно устраняются недостатки в работе судовой энергетической установки (СЭУ), вспомогательных систем, механизмов, устройств, технических средств судовождения (ТСС), уточняются эксплуатационные характеристики судна на различных режимах работы, его мореходность, реальный расход дизельного топлива, масел и технических жидкостей.

В период выполнения перегона нового судна следует производить ежедневный технический уход и регламентные работы, согласно Инструкции по эксплуатации судна и Проекта перегона. По окончанию такого перегона следует составить отчёт, в котором указываются выявленные недостатки в работе СЭУ, ТСС, механизмах и системах в целом, при эксплуатации судна на различных режимах СЭУ и в различных погодных условиях.

В отдельных случаях может оказаться, что проработка проекта перегона покажет невозможность осуществить его безопасно по выбранному маршруту, а стоимость дооборудования судна делает её нецелесообразной. В такой ситуации правильным решением может быть перевозка на борту грузового судна(ссылка на страницу) или буксировка с использованием специализированного судна.