Экспертиза госзакупок

Закупки для государственных и муниципальных нужд - один из наиболее коррупционноемких секторов экономики. В качестве одного из способов предотвращения коррупции в этой сфере Федеральная контрактная система предусматривает проведение независимой экспертизы конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.

В рамках мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должностные лица имеют право проводить необходимые экспертизы.


Предметом экспертизы госзакупок является установление соответствия конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах действующему законодательству, установление фактических данных о качестве поставляемого товара или услуги и соблюдении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 

Эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ст. 3 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе…»).

К проведению экспертизы не могут быть допущены (ст. 41 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе…»):

1) физические лица:

  • являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
  • являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2) юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3) физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, эксперт, экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 41 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе…»).

При проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации (ст. 58 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе…»).

Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации (ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе…»).

Заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе…»).

Для проведения экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты такой экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения (ст. 94 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе…»).

Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе…»).

Должностные лица органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля имеют право проводить необходимые экспертизы и другие мероприятия по контролю (ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ «О контрактной системе…»).