Правовая экспертиза нормативных правовых актов призвана установить соответствие документов определенным требованиям - соответствие конституционным нормам; соответствие законам и актам высшей юридической силы, которые действуют в конкретной отрасли; соответствие международным нормам; отсутствие факторов, способствующих коррупционным явлениям; обоснованность выбора формы документа; правильность применения основных терминов.
Как правило, правовая экспертиза проводится на стадии законопроекта. Однако, бывает, что недостатки и противоречия обнаруживаются в действующем нормативно-правовом акте и его приходится обжаловать в суде.
Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его содержания, порядка принятия, обнародования (опубликования), а также соответствия акта требованиям юридической техники.
Оценка соответствия содержания акта федеральному законодательству включает в себя рассмотрение:
- Целей и задач нормативного акта;
- Предмета правового регулирования, т.е. тех общественных отношений (определенного круга, сферы общественных отношений), которые регулируются соответствующим актом;
- Состояния правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений;
- Компетенции органа, принявшего акт;
- Конкретных правовых норм, содержащихся в нормативно-правовом акте;
- Соблюдение правил юридической техники - наличие набора реквизитов, построение, правильность использования юридической терминологии.
Экспертиза законопроектов
Экспертиза проводится на различных этапах законотворческого процесса, в том числе в случае, когда принятый закон был отклонен и затем доработан в рамках согласительных процедур в целях:
- Соответствия законопроекта Конституции, другим нормативным правовым актам, регламентирующим данные вопросы;
- Совместимости законопроекта с действующим законодательством;
- Установления качества законопроекта с точки зрения правил законодательной техники, внутренней согласованности положений проекта;
- Оценки результатов его принятия и действия.
Антикоррупционная экспертиза правовых актов
Независимая антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов является одной из самых действенных профилактических мер по предотвращению и искоренению коррупции.
Экспертиза нормативно-правовых актов РФ проводится на основании Федерального закона "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" от 17.07.2009 N 172-ФЗ. Правила и Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативно-правовых актов, устанавливающие для правоприменителя немотивированно широкие пределы усмотрения или возможность нелигитимного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые требования к гражданам и юридическим лицам, что является благоприятным условием для проявления коррупции, в том числе:
- размытое определение прав, полномочий и рамок ответственности органов и уполномоченных лиц, что может создать почву для конфликта интересов или превышения злоупотребления должностными обязанностями;
- дополнительные препятствия и трудности для получателей услуг, что препятствуют реализации интересов и прав, а значит, создают предпосылки для коррупционных действий;
- нечеткое описание административных процедур или же полное их отсутствие;
- отсутствие конкурсных процедур или противоречивые моменты в организации их проведения.