При классификации и освидетельствовании всех судов, оценке их технического состояния, назначении района плавания и навигационных ограничений приоритетной характеристикой является БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ, находящихся на борту.
Классификационное свидетельство с отметками о проверках является документом, подтверждающим безопасность судна и его соответствие техническим стандартам.
Классификационные общества
Классификационные общества разрабатывают Правила классификации и постройки судов, технического наблюдения за постройкой судов, Правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов, и выдают классификационные свидетельства, подтверждающие соответствие судов этим правилам.
Безопасность судна зависит главным образом от его прочности, остойчивости, надежности оборудования и оснащения, страховые общества при заключении договора определяют характеристики и состояние судна. Для того чтобы не ошибиться, страховые общества в прошлом держали на службе собственных экспертов, которые должны были судить о техническом состоянии судов. Возникшие позже объединения экспертов разделили все суда на классы в зависимости от их мореходности и присвоили каждому классу определенный знак.
В XVIII-ом столетии возникли первые национальные классификационные общества, которые распределили морские суда того времени - парусные - на соответствующие классы в зависимости от их мореходности. Первый печатный перечень, в котором определенными символами были обозначены характеристики судов, появился в 1764 г. в Англии, он был издан Регистром Ллойда. Это классификационное общество возникло в 1760 г. и наряду с французским Бюро Веритас, основанным в 1828 г., является старейшим.
Страны с развитым судоходством имеют собственные национальные классификационные организации, которые на основе опыта постройки и эксплуатации судов издают Правила их классификации, постройки и обеспечения безопасности.
Международная ассоциация классификационных обществ, MAKO (англ. International Association of Classification Societies, IACS) - международное объединение классификационных обществ, ставящее своей целью выработку стандартов и правил для обеспечения безопасности мореплавания, была создана в 1968 году. Ассоциация объединяет 12 наиболее крупных классификационных обществ. Российский Морской Регистр Судоходства член с 1969 года. Более 90% тоннажа мирового торгового флота находится в классе обществ-членов МАКО.
Деятельность МАКО направлена на унификацию национальных правил классификации, обмера, постройки, эксплуатации и ремонта судов, используемых в судостроении материалов, снабжения морских судов техническими средствами.
В России маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, подлежат регистрации в Реестре маломерных судов. И государственной регистрацией, и классификацией и освидетельствованием таких судов занимаются территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам МСЧ РФ (ГИМС МЧС РФ).
Остальные суда, включая маломерные суда, используемые в коммерческих целях, а также прогулочные и спортивные парусные суда, освидетельствуются Российским морским регистром судоходства и Российским Речным Регистром.
Распределение ответственности при классификации и освидетельствовании маломерных судов коммерческого использования между регистрами определяется в зависимости от удаленности районов эксплуатации судов от мест убежищ или берега следующим образом:
- внутренние водные пути - Речной регистр;
- морские районы с удаленностью от мест убежищ или берега до 12 миль - Речной регистр или Морской регистр по выбору судовладельца;
- морские районы с удаленностью от мест убежищ или берега свыше 12 миль - Морской регистр.
ГИМС МЧС РФ
Уполномоченный орган
Территориальные управления ГИМС МЧС РФ.
Подлежат классификации и освидетельствованию
- маломерные суда, используемые в некоммерческих целях
Технические требования
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности маломерных судов», ТР ТС 026/2012, 2013
Порядок классификации и освидетельствования
Правила классификации и освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 г. N 820
Классификация
Присвоение маломерному судну категории сложности района плавания при первичной классификации и при внесения изменений в конструкцию корпуса или двигателя, влияющих на мореходность.
Освидетельствование
Очередное освидетельствование проводится 1 раз в 5 лет в целях проверки соответствия маломерного судна присвоенной категории сложности района плавания и включает проверку соответствия характеристик маломерного судна данным, внесенным в свидетельство о классификации маломерного судна, соответствия корпуса, механизмов, устройств, оборудования и снабжения маломерного судна требованиям, установленным техническими требованиями.
Внеочередное освидетельствование производится в целях определения влияния качества ремонта или модернизации маломерного судна на его годность к плаванию.
Морской регистр
Уполномоченный орган
Российский Морской Регистр Судоходства
Подлежат классификации и освидетельствованию
- Прогулочные суда;
- Спортивные парусные суда;
- Маломерные суда, используемые в коммерческих целях;
- Прочие суда, эксплуатируемые в морских районах.
Технические требования
Правила проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации спортивных парусных судов, а также изготовления материалов и изделий для установки на спортивных парусных судах, Российский морской регистр судоходства, 2010
Правила классификации и постройки прогулочных судов, Российский морской регистр судоходства, 2018
Порядок классификации и освидетельствования
Правила классификации и освидетельствования спортивных парусных судов, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 г. N 820
Руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов, Российский морской регистр судоходства, 2016
Классификация
Присвоение спортивному парусному судну категории плавания, учитывающих вероятные ветроволновые условия плавания и удаленность от места убежища.
В случае внесения изменений в конструкцию корпуса или парусного вооружения спортивного парусного судна, изменяющих характеристики судна, указанные в судовом билете или акте первоначального освидетельствования, а также при повреждениях конструкции корпуса или парусного вооружения спортивного парусного судна, без устранения которых не будет обеспечиваться безопасность плавания судна, собственник спортивного парусного судна (его доверенное лицо) обязан обратиться в орган классификации для проведения классификации и освидетельствования в целях подтверждения или изменения категории плавания судна и подтверждения его годности к плаванию.
Освидетельствование
Очередное освидетельствование проводится в целях проверки соответствия спортивного парусного судна присвоенной категории плавания и включает проверку соответствия характеристик спортивного парусного судна данным акта его первоначального или предыдущего очередного освидетельствования, а также соответствия корпуса, механизмов, устройств, оборудования и снабжения спортивного парусного судна требованиям, установленным техническими требованиями.
Внеочередное освидетельствование проводится в целях определения влияния качества ремонта или модернизации спортивного парусного судна на его годность к плаванию в установленном районе плавания. Внеочередное освидетельствование проводится в следующих случаях:
- устранение повреждений, угрожающих безопасности плавания спортивного парусного судна;
- осуществление ремонта или модернизации спортивного парусного судна без изменения его типа, назначения и категории плавания, но с существенным изменением в конструкции корпуса или парусного вооружения спортивного парусного судна.
Речной регистр
Уполномоченный орган
Подлежат классификации и освидетельствованию
- Прогулочные суда;
- Спортивные парусные суда;
- Маломерные суда, используемые в коммерческих целях;
- Прочие суда, эксплуатируемые на внутренних водных путях.
Технические требования
Правила проектирования, постройки, ремонта и эксплуатации спортивных парусных судов, а также изготовления материалов и изделий для установки на спортивных парусных судах, Российский речной регистр, 2011
Технические предписания по классификации, постройке и освидетельствованию прогулочных судов, Российский речной регистр, 2017
Порядок классификации и освидетельствования
Правила освидетельствования спортивных парусных судов в эксплуатации (ПОСПСЭ), Российский речной регистр, 2013
Руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов, Российский речной регистр, 2016