Аварийный сюрвей

Аварийный сюрвей (Ship Accident, Damage Survey) помогает воссоздать картину происшествия, позволяющую выявить причины аварии, определить виновную сторону, оценить повреждения.

Заказчиками Аварийного сюрвея выступают, как правило, страховые компании и судовладельцы. Сюрвейерский отчет (Survey Report) является важным доказательством обстоятельств и последствий аварии, и позволяет аргументированно отстаивать свои юридические и финансовые интересы.


Аварийный сюрвей позволяет решить споры между участниками аварии, является основанием для взыскания с виновной стороны имущественного ущерба в судебном порядке.

Сюрвейерский отчет является доказательством при привлечении (не привлечении) участников к административной и/или уголовной ответственности.

Выплаты страхового возмещения имущественного ущерба практически всегда возможны только после представления заключения независимой экспертной организации. В авариях, связанных с судоходством, эту роль играет Аварийный сюрвей.

См. также: Разбор и анализ аварийных случаев и происшествий

Аварийный сюрвей не подменяет, а дополняет расследования, проводимые следственными органами и Ространснадзором.

В открытом море государство флага в соответствии со ст. 94 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) обязано организовать расследование каждой морской аварии или навигационного инцидента, с участием плавающего под его флагом судна, приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, или серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или морской среде.

И в открытом море, и в территориальных и внутренних водах расследование аварий или инцидентов осуществляется органом государственного надзора в соответствии со ст. 6 Кодекса торгового мореплавания РФ и с Положением о расследовании аварий или инцидентов на море, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.10.2013 N 308.

Однако, это Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, произошедших с маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях.

Целью такого расследования является только установление причин аварийных случаев и выработка рекомендаций по их предотвращению в будущем, повышение уровня безопасности мореплавания, включая повышение уровня подготовки персонала. Это расследование осуществляется отдельно и независимо от любого другого расследования, проводимого в рамках уголовного, административного или иного производства, и не препятствует любому другому расследованию.

Это приводит к тому, что результаты расследования Ространснадзора, даже когда оно проводится, далеко не всегда могут быть достаточными для защиты интересов судовладельца или страховой компании.

Аварийный сюрвей решает следующие задачи:

  • проверка соответствия (несоответствия) идентификационных характеристик и параметров судна информации, содержащейся в регистрационных документах;
  • первичное установление наличия и характера повреждений;
  • получение информации о повреждениях и их характеристиках с указанием расположения, вида и степени повреждения, а также предварительное определение способа устранения повреждений;
  • получение информации о дефектах эксплуатации, повреждениях доаварийного характера, следах ранее проведенного ремонта;
  • предварительное установление принадлежности повреждений судна к рассматриваемому аварийному случаю;
  • определение технического состояния судна;
  • получение информации о возможных скрытых повреждениях с указанием примерного места расположения и характера повреждений.

Специалисты Экспертного морского совета:

  • восстановят картину происшествия в деталях;
  • определят причины аварийного происшествия - нарушение правил эксплуатации, неисправность оборудования, несоблюдение хорошей морской практики и пр.;
  • подготовят документы для предоставления их в любые инстанции, включая судебные;
  • дадут рекомендации, как избежать подобных ситуаций или снизить риск их повторения.