Аварийный сюрвей (Ship Accident, Damage Survey) помогает воссоздать картину происшествия, позволяющую выявить причины аварии, определить виновную сторону, оценить повреждения.
Заказчиками Аварийного сюрвея выступают, как правило, страховые компании и судовладельцы. Сюрвейерский отчет (Survey Report) является важным доказательством обстоятельств и последствий аварии, и позволяет аргументированно отстаивать свои юридические и финансовые интересы.
Аварийный сюрвей позволяет решить споры между участниками аварии, является основанием для взыскания с виновной стороны имущественного ущерба в судебном порядке.
Сюрвейерский отчет является доказательством при привлечении (не привлечении) участников к административной и/или уголовной ответственности.
Выплаты страхового возмещения имущественного ущерба практически всегда возможны только после представления заключения независимой экспертной организации. В авариях, связанных с судоходством, эту роль играет Аварийный сюрвей.
См. также: Разбор и анализ аварийных случаев и происшествий
Аварийный сюрвей не подменяет, а дополняет расследования, проводимые следственными органами и Ространснадзором.
В открытом море государство флага в соответствии со ст. 94 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) обязано организовать расследование каждой морской аварии или навигационного инцидента, с участием плавающего под его флагом судна, приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, или серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или морской среде.
И в открытом море, и в территориальных и внутренних водах расследование аварий или инцидентов осуществляется органом государственного надзора в соответствии со ст. 6 Кодекса торгового мореплавания РФ и с Положением о расследовании аварий или инцидентов на море, утв. Приказом Минтранса РФ от 08.10.2013 N 308.
Однако, это Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, произошедших с маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях.
Целью такого расследования является только установление причин аварийных случаев и выработка рекомендаций по их предотвращению в будущем, повышение уровня безопасности мореплавания, включая повышение уровня подготовки персонала. Это расследование осуществляется отдельно и независимо от любого другого расследования, проводимого в рамках уголовного, административного или иного производства, и не препятствует любому другому расследованию.
Это приводит к тому, что результаты расследования Ространснадзора, даже когда оно проводится, далеко не всегда могут быть достаточными для защиты интересов судовладельца или страховой компании.
Аварийный сюрвей решает следующие задачи:
- проверка соответствия (несоответствия) идентификационных характеристик и параметров судна информации, содержащейся в регистрационных документах;
- первичное установление наличия и характера повреждений;
- получение информации о повреждениях и их характеристиках с указанием расположения, вида и степени повреждения, а также предварительное определение способа устранения повреждений;
- получение информации о дефектах эксплуатации, повреждениях доаварийного характера, следах ранее проведенного ремонта;
- предварительное установление принадлежности повреждений судна к рассматриваемому аварийному случаю;
- определение технического состояния судна;
- получение информации о возможных скрытых повреждениях с указанием примерного места расположения и характера повреждений.
Специалисты Экспертного морского совета:
- восстановят картину происшествия в деталях;
- определят причины аварийного происшествия - нарушение правил эксплуатации, неисправность оборудования, несоблюдение хорошей морской практики и пр.;
- подготовят документы для предоставления их в любые инстанции, включая судебные;
- дадут рекомендации, как избежать подобных ситуаций или снизить риск их повторения.