Как при постройке новых судов, так и в процессе их эксплуатации могут возникнуть ситуации, когда судно необходимо доставить по воде в другое место при помощи буксирующего судна / буксира.
В случае плановой буксировки из одного порта в другой разрабатывается проект морской буксировки, согласовывается с контролирующими организациями (Российский Речной Регистр, Российский Морской Регистр судоходства) и предъявляется инспекции государственного портового контроля перед выходом из порта.
Виды буксировки
Возможны следующие виды буксировки:
- аварийная (вынужденная) буксировка неисправного или поврежденного судна, потерявшего ход или лишенного возможности управляться;
- плановая буксировка судна – например, корпуса нового судна к месту установки двигателя и оборудования или парусного судна с убранной мачтой по внутренним водным путям (рекам и каналам с проходом под мостами), перегон судна из одного водного бассейна в другой, в условиях, на которые данное судно не рассчитано;
- вспомогательная (внутрипортовая) буксировка в гавани и на рейдах.
Способы буксировки
Существуют следующие способы буксировки:
- буксировка в кильватер за нос на длинном буксирном тросе – длина буксира равняется нескольким длинам буксируемого судна (основной способ буксировки, который может быть применен в открытом море на волнении);
- буксировка в кильватер за нос на коротком буксирном тросе – длина буксира менее длины буксируемого судна (во льдах, в портах, на мелководье, при вспомогательной буксировке);
- буксировка поврежденных судов в кильватер за корму (суда с поврежденной носовой оконечностью, заклиненным пером руля в положении на борт и т.п.);
- буксировка лагом (борт о борт) – применяется в портах и на хорошо защищенных от морской волны акваториях;
- буксировка методом толкания – применяется в основном на реках и озерах.
В общем случае буксирный ордер может состоять как из двух судов, так и из нескольких, как буксирующих, так и буксируемых.
Для случая плановой буксировки из одного порта в другой разрабатывается проект морской буксировки, согласовывается с контролирующими организациями (Российский Речной Регистр, Российский Морской Регистр судоходства) и предъявляется инспекции государственного портового контроля перед выходом из порта.
Проект морской буксировки
Проект морской буксировки обычно содержит:
- пояснительную записку с указанием характеристик и технического состояния буксируемого объекта, анализа требований нормативных документов, применимых к данному случаю, описанием района и условий перегона, мероприятий по обеспечению безопасности буксировки (включая мероприятия организационного характера);
- описание навигационной обстановки и погодных условий по маршруту буксировки; выбор оптимального маршрута с учетом расстояний от мест укрытия, портов-убежищ и районов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ);
- расчет безопасной скорости и необходимого усилия на гаке для буксировки судна; анализ наличия буксирных судов, их характеристики и техническое состояние; выбор и обоснование оптимального состава буксирного ордера; расчет сил, действующих на буксируемый объект, с учетом прогнозируемых погодных условий; выбор буксирных тросов и расчет их оптимальной длины с учетом волновых условий и глубин по маршруту буксировки;
- расчеты прочности, остойчивости и высоты надводного борта для района и условий перегона;
- чертежи подкреплений корпуса и надстроек;
- чертежи и схемы закрытий отверстий в корпусе и надстройках судна, а также установки конструкций для повышения мореходности (волноотбойников, защиты надстроек, рубок);
- чертежи буксирного устройства, схему кранцевой защиты;
- чертежи расположения навигационных огней и дневных сигналов буксируемого судна;
- описание энергетической установки, электрического, радио- и навигационного оборудования судов-буксировщиков;
- описание рулевого, якорного, швартовного устройств, противопожарной защиты и оборудования, спасательных и сигнальных средств на всех судах буксирного ордера;
- перечень аварийного снабжения и схему его размещения на всех судах буксирного ордера;
- инструкцию для капитана судна-буксировщика, включающую организационные мероприятия, установленные ограничения по погоде, указания по безопасной скорости и длине буксира, по расходованию судовых запасов и борьбе за живучесть судна в аварийных ситуациях.
Вышесказанное в полной мере применимо в том случае, если хотя бы одно из судов буксирного ордера является конвенционным (более 500 GRT) или маломерным судном, используемым в коммерческих целях.
Прогулочные суда, чисто теоретически, могут буксировать друг друга на безвозмездной основе без какого-либо проекта буксировки, так как его согласование в данном случае не требуется. Однако сложно ожидать, что буксировка пройдет безопасно и не будет омрачена происшествиями, если выполнять её, по сути, вслепую, без оценки рисков и разработки мероприятий по их снижению до допустимого уровня.
Существует два способа избегать аварий и несчастных случаев:
- следование процедурам безопасности или
- исключительное везение.
Какому из них следовать, решать Вам. Грамотно выполненный проект морской буксировки призван обеспечить безопасную доставку Вашего судна из порта отправления в порт назначения, при котором суда буксирного ордера:
- не попадут в погодные условия, превышающие их возможности;
- не порвут буксир, не вырвут из палубы и не повредят иным образом места его крепления;
- не посадят буксируемое судно на мель и не навалят его на препятствие;
- не останутся без топлива, пресной воды или продуктов;
- смогут принимать прогнозы погоды и навигационные предупреждения;
- в любой момент будут в состоянии связаться с берегом для запроса информации или помощи;
- при ухудшении погоды или возникновении внештатной ситуации на борту смогут безопасно добраться до порта-убежища.