Assign modules on offcanvas module position to make them visible in the sidebar.

Main Menu

Поделиться

Национальность судна и флаг

Начиная с XIII-XIV вв. в европейских странах в целях ограждения морской торговли от действий воюющих держав издавались нормативные акты о порядке установления государством флага контроля над его судами, о предоставлении судам национального статуса, о процедуре проверки истинности связи судна с государством флага.


 

А.С.Недошивин

Национальность судна

Суда имеют национальность. Это официальный термин, используемый в морском праве. Национальность означает государственную принадлежность судна. То есть властям какого государства судно подчинено и законы какого государства на него распространяются.

Возможна ситуация, когда судно не имеет национальности. В Конвенции ООН по морскому праву 1982 года[1] такая возможность допускается. Например, судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими смотря по удобству, может быть приравнено к судам, не имеющим национальности[2]. А военный корабль, встретивший в открытом море судно, не имеющее национальности, имеет право на его осмотр[3]. Но, хотя и нет прямого запрета на эксплуатацию судов без национальности, в море встретить судно без национальности практически невозможно.

Каждое государство самостоятельно определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом[4].

В 1986 году была сделана попытка упорядочить процесс регистрации судов в рамках международного морского права и была заключена Конвенция ООН об условиях регистрации судов[5]. Конвенция имела благородные цели – обеспечить реальную связь между государством и судами, плавающими под его флагом для эффективного осуществления своей юрисдикции и контроля над такими судами в отношении идентификации и подотчетности собственников и операторов судов, а также в отношении административных, технических, экономических и социальных вопросов, для чего обязать государства, регистрирующие суда, иметь компетентную и полноценную национальную морскую администрацию, обеспечивать возможность беспрепятственного выявления и привлечения к ответственности лиц, которые отвечают за управление и эксплуатацию судна, включенного в его регистр. 

Вступить в силу Конвенции ООН об условиях регистрации судов должна была после того, как к ней присоединятся не менее 40 государств, общий тоннаж флота которых составляет по меньшей мере 25% мирового тоннажа. Но на 1 января 2018 года Конвенцию подписали только 24 государства включая Албанию, Грузию, Камерун, Чехию и Словакию. Ни одно, кроме России и Мексики, крупное морское государство и ни одно государство «удобного» флага Конвенцию не подписали. И если в 80-е годы по разным оценкам под «удобными» флагами было зарегистрировано около 30% мирового тоннажа, то к 2018 уже более 70%[6].

Прогулочные суда небольшого размера по национальному законодательству не подлежат государственной регистрации. В основном это, конечно, суда для прибрежного плавания и внутренних водных путей. В некоторых странах установлено, что в этом случае национальность судна определяется гражданством собственника (местом регистрации юридического лица).

Флаг

Флаг судна, это внешнее выражение государственной принадлежности. И в международном морском праве, и в российском понятия «национальность судна» и «право плавания под государственным флагом» различаются, но они жестко привязаны друг к другу. Судно имеет национальность того государства, под флагом которого оно имеет право плавать[7]. Судно должно плавать под флагом только одного государства и подчиняется его исключительной юрисдикции везде, кроме вод иностранных государств.

Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации[8].

Право плавания под государственным флагом Российской Федерации и, соответственно, российская национальность предоставляется судам, находящимся в собственности российских граждан, российских юридических лиц, самого российского государства, его субъектов и муниципальных образований[9]. В подавляющем большинстве зарубежных стран условия предоставления права плавания под национальным флагом аналогичны. Право плавания под российским государственным флагом имеют суда, внесенные в Российский международный реестр судов, а также может быть временно предоставлено иностранным судам, находящимся в бербоут-чартере российского фрахтователя.

Правил несения флага, его подъема и спуска, салютования флагом международное морское право не содержит. В России Конституционный закон «О государственном флаге» дает описание государственного флага как прямоугольного полотнища из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета, отношение ширины флага к его длине 2:3, и устанавливает необходимость подъема государственного флага на судах, внесенных в один из реестров судов Российской Федерации, в соответствии с уставом службы на судах.

Использование государственного флага в соответствии с законом «О государственном флаге», в том числе на судах, внесенных в один из государственных реестров, является официальным использованием. Закон допускает использование государственного флага Российской Федерации, в том числе его изображения в иных случаях, если такое использование не является надругательством над государственным флагом[10]. То есть подъем российского государственного флага на судне нигде не зарегистрированном, в том числе, имеющем «судовой билет», выданный ВФПС, является использованием государственного флага «в иных случаях». Главное, чтобы не надругались.

Уставов службы на гражданских судах в России три:

  1. Устав службы на морских судах, утв. Приказом Минтранса России от 04.06.2018 N 224;
  2. Устав службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утв. Приказом Минречфлота РСФСР от 30.03.1982 N 30 (ред. от 03.06.1998)
  3. Устав службы на судах рыбопромыслового флота Российской Федерации, утв. Приказом Роскомрыболовства от 30.08.1995 N 140

Именно в них содержатся правила подъема и несения государственного флага.

Правила подъема и несения государственного флага России

В соответствии с Уставом службы на морских судах[11]:

  • Поднятый на судне Государственный флаг Российской Федерации указывает на принадлежность судна Российской Федерации.
  • Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судах с момента их государственной регистрации в реестрах судов Российской Федерации. Для судов, зарегистрированных в реестре строящихся судов, подъем флага осуществляется с момента спуска судна на воду.
  • День первого подъема флага считается судовым праздником и отмечается ежегодно.
  • Государственный флаг Российской Федерации поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке, на ходу на гафеле или кормовом флагштоке.
  • Маломерным судам на стоянке и на ходу разрешается нести флаг на гафеле.
  • Государственный флаг Российской Федерации на ходу и на стоянке поднимается ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца.
  • За полярным кругом в зимнее время Государственный флаг Российской Федерации ежедневно должен подниматься в 8 часов и находиться в поднятом положении до окончания времени его видимости, а в летнее время - с 8 до 20 часов.
  • Государственный флаг Российской Федерации поднимается ранее установленного времени (до 8 часов), а также не спускается после захода солнца при входе судна в порт и выходе из него.
  • Подъем и спуск Государственного флага Российской Федерации, а также вымпелов и других флагов осуществляется по приказу вахтенного помощника капитана.
  • В дни государственных праздников Российской Федерации, а также в случаях специального указания Правительства Российской Федерации при стоянке судна в порту осуществляется торжественный подъем Государственного флага Российской Федерации. Капитан, командный состав судна при этом должны находиться в форменной одежде.
  • Во время стоянки судна в иностранном порту, а также при осуществлении лоцманской проводки судна по внутренним водным путям, каналам и подходным фарватерам одновременно с Государственным флагом Российской Федерации, поднятым на кормовом флагштоке, поднимается флаг страны порта на носовой (сигнальной) мачте.
  • В дни национального праздника страны порта стоянки судна по согласованию с консулом Российской Федерации судно может быть расцвечено флагами Международного свода сигналов.
  • В траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным на 1/3 длины фала.
  • При встрече с военным кораблем Российской Федерации судно обязано первым приветствовать его однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации на 1/3 длины фала.
  • При встрече в море все суда под флагом Российской Федерации при расхождении приветствуют друг друга однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации на 1/3 длины фала.
  • При встрече в море с военным кораблем государства, состоящего в дипломатических отношениях с Российской Федерацией или при прохождении мимо такого военного корабля, стоящего на якоре либо на швартовых, судно первым приветствует его однократным приспусканием Государственного флага Российской Федерации.
  • При плавании в сложных условиях (швартовые операции, прохождение каналов и узких мест, вход в порт и выход из порта, маневрирование, плавание судна во льдах, на мелководье, во время шторма) взаимное приветствие не является обязательным. Устав службы на морских судах не распространяется на суда рыбопромыслового флота, маломерные, не осуществляющие коммерческую деятельность, спортивные парусные и прогулочные суда.

Устав службы на морских судах, утв. Приказом Минтранса России от 04.06.2018 N 224 не распространяется на суда рыбопромыслового флота, маломерные, не осуществляющие коммерческую деятельность, спортивные парусные и прогулочные суда. Но при несении флага на таких судах рекомендуется придерживаться установленного им порядка несения Государственного флага РФ.

Ответственность

Нарушение порядка официального использования российского государственного флага влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 3 тыс. рублей, а на юридических лиц - от 100 до 150 тыс. рублей[12]. Не шутка.

В Великобритании пожестче. Если капитан, собственник или фрахтователь иностранного судна сделают что-либо, что позволит кому-то подумать, что судно великобританское, в том числе поднять на нем флаг Великобритании, то судно подлежит конфискации. Правда, исключение сделано для лиц, которые выдают себя за британское судно убегая от врага или иностранного военного корабля в условиях военных действий, и при перерегистрации в течение первых 14 дней после исключения из британского судового реестра[13]. Следует учитывать, что во многих бывших британских колониях действует английское право, так что в большинстве государств «удобного» флага эти нормы действуют.

 

------------------------------

[1] Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994) заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982. Эту Конвенцию иногда называют «конституцией океанов». Она определяет основные понятия морского права, в том числе понятия открытого моря, территориального моря, внутренних вод, устанавливает правила определения их границ, национальности судов, права и обязанности между судном, государством флага, государством порта и прибрежным государством.

[2] ст. 92 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[3] ст. 110 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[4] ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[5] Конвенция ООН об условиях регистрации судов заключена в г. Женеве 07.02.1986

[6] Отчет Конференции ООН по торговле и развитию «Обзор морского транспорта 2017» = Review of maritime Transport 2017, UNCTAD

[7] ст. 91 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994), ст. 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (ред. от 20.12.2017)

[8] ст. 92 Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) (с изм. от 23.07.1994)

[9] ст. 17 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (ред. от 20.12.2017)

[10] ст. 1, 3, 9.1 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О Государственном флаге Российской Федерации»

[11] п. 2.1 - 2.21 Устава службы на морских судах, утв. Приказом Минтранса России от 04.06.2018 N 224 

[12] Статья 17.10 КоАП РФ

[13] Merchant Shipping Act 1995, section 3

 

тел. +7 812 649-2904    e-mail: marinexpert.ru@gmail.com

Экспертный морской совет 2017 © All Rights Reserved.

 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru