Развитие правового регулирования сферы прогулочного судоходства - совершенствование нормативно-правовой базы и правоприменительной практики. Выявление недостатков и вопросов, требующих разрешения на законодательном уровне.
Подготовка предложений органам государственной власти по разработке проектов новых нормативно-правовых актов и внесения изменений в существующие.
Исторически международное морское право развивалось как часть торгового права. Основной российский закон, регулирующий отношения на море, называется Кодекс торгового мореплавания РФ.
Прогулочные суда (Pleasure yachts not engaged in trade) выведены из-под действия многих международных конвенций. Каких-либо специальных международных соглашений, регулирующих прогулочное судоходство, тоже нет.
С одной стороны, к излишней зарегулированности стремиться не стоит. Аварийность прогулочных судов не велика, особых помех коммерческому судоходству они не создают.
С другой стороны, недостаток правовых норм приводит к тому, что решение многих вопросов оказывается на усмотрении у чиновника, не связанного законом, а права судовладельца и капитана оказываются не защищены. Особенно остро это проявляется в зарубежных водах и портах.
Российское законодательство гораздо подробнее регулирует сферу прогулочного судоходства, чем законодательство большинства зарубежных стран, включая и очень европейские, и очень цивилизованные. Это правила государственной регистрации, технические требования, порядок классификации и освидетельствования судов, требования к квалификации капитанов и правила их дипломирования и аттестации, требования к снабжению и оборудованию судов, правила плавания и пользования базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов.
Для развития водных видов спорта, туризма, отдыха на воде необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу и правоприменительную практику в сфере прогулочного судоходства.
За последние годы внесены существенные изменения в законодательство:
- Федеральным законом от 23.04.2012 г. № 36-ФЗ внесены изменения в КТМ РФ и КВВТ РФ в части определения понятия маломерного судна.
- Постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 г. N 820 утверждены Правила государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, Правила классификации и освидетельствования спортивных парусных судов, Правила классификации и освидетельствования маломерных судов.
- Приказом МЧС РФ от 27 мая 2014 г. N 262 утверждены Правила аттестации на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС РФ.
- Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.06.2012 г. N 33 принят Технический регламент таможенного союза о безопасности маломерных судов ТР ТС 026/2012.
- Постановлением Правительства РФ от 12.05.2012 г. № 472 утверждены Правила плавания по внутренним водным путям РФ спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств.
Тем не менее, остается еще немало недостатков и проблем в правовом регулировании сферы прогулочного судоходства, и законодательство требует дальнейшего совершенствования.