Малые глубины, близость навигационных опасностей, интенсивное судоходство, все это делает зону порта зоной повышенного риска.
Целями проведения аудита безопасности марин и стоянок являются - оценка соответствия нормативным требованиям по безопасности; анализ рисков; оценка текущего уровня защищенности; локализация узких мест в системе безопасности; выработка рекомендаций по внедрению новых и повышению эффективности существующих механизмов безопасности.
Безопасность акватории
В первую очередь оценивается основное назначение марины:
- База для занятий парусным спортом;
- База для занятий водномоторным спортом;
- Долговременная стоянка спортивных (гоночных) судов;
- Долговременная стоянка прогулочных судов;
- Кратковременная (гостевая стоянка), например, вблизи какой-либо достопримечательности;
- Служебная стоянка для судов какой-либо организации;
- Частная стоянка для резидентов жилищного комплекса, дачного посёлка.
Далее рассматриваются типы судов (парусные или моторные, спортивные или прогулочные), их размер и количество. Предполагаемая интенсивность использования – сколько выходов и заходов предполагается в день, как они распределяются в течении суток и по дням недели. Таким образом определяются требования к ширине подходного фарватера, наличию бассейнов для разворота судов, для ожидания прохода узких мест.
Выбираются и оцениваются виды причальных сооружений и способ швартовки. Это может быть прямая стенка стационарного причала, могут быть понтоны. Конфигурация понтонов также может быть различной – от индивидуальных ячеек для каждой лодки, до прямой протяженной причальной линии. Суда могут швартоваться бортом (лагом) к причалу, кормой к причалу с отдачей якоря с носа, кормой к причалу с заводкой на нос мурингов (средиземноморский способ швартовки), носом к причалу, соответственно с отдачей якоря или заводкой мурингов с кормы. Безопасность каждого из способов должна оцениваться в зависимости от погодных условий, типов судов и размеров акватории.
При определении ширины и направления подходного фарватера, также как и при разработке конфигурации причальных сооружений должны приниматься во внимание характеристики географического района, навигационная обстановка, гидрологическая обстановка, погодные условия. Так, например, направление подходного фарватера должно совпадать с направлением преобладающих ветров и или течений. Если преобладающий погодный фактор направлен поперек фарватера, то необходимо рассчитать его минимальную безопасную ширину для снижения риска посадки судна на бровку в результате дрейфа.
В зависимости от вида прилежащей акватории, подходных глубин, наличия фарватеров и каналов выбираются средства навигационного оборудования, определяется необходимость организации якорных стоянок, их расположение.
Средствами навигационного оборудования называются знаки или сооружения, ограждающие опасные в навигационном отношении места, как в открытом море, так и вблизи берегов.
Средства навигационного оборудования (СНО) подразделяются на береговые и плавучие.
Береговые средства навигационного оборудования
К береговым СНО относятся маяки, навигационные и створные знаки.
Маяк представляет собой фундаментальное строение башенного типа, оборудованное в верхней части специальным световым аппаратом. Маяк не только предупреждает об опасности, но и служит для определения места судна в море. Для того, чтобы мореплаватель мог опознать маяки, их строят различной приметной формы и придают огню каждого маяка особую световую характеристику. Это помогает судоводителю безошибочно определить местонахождение своего судна. Для обеспечения безопасности плавания во время тумана и ограниченной видимости на маяках могут устанавливать звукосигнальное средство, предупреждающее судоводителя о близкой навигационной опасности.
Навигационные знаки — специальные сооружения различной конструкции, по размерам значительно меньше маяков. Они могут быть освещаемыми и неосвещаемыми. Включение огня на знаках производится обычно автоматически при помощи фотоэлементов. Знаки постоянно не обслуживаются.
Створные знаки устанавливаются на берегу для указания судового хода на фарватерах и в узкостях. Они служат для обеспечения безопасности прохода судов в районах со стесненными условиями плавания.
Плавучие средства навигационного оборудования
К плавучим средствам навигационного оборудования относятся плавучие маяки, буи, бакены и вехи.
Плавучие средства навигационного оборудования ограждают участок водной поверхности, который представляет опасность для плавания судов, или указывают направление фарватера в районах, где можно плавать лишь по определенным путям.
Важным элементом любой марины являются гидротехнические сооружения для защиты от ветра и волн, которые позволяют обезопасить пребывание судна в отведенной акватории.
В зависимости от назначения яхтенной стоянки, конфигурации причальных сооружений и гидрометеорологической обстановки выбирается оснащение и технические средства: заправочная станция, необходимость и минимальное количество катеров для буксировки и помощи в швартовке, наличие диспетчерской службы.
Неотъемлемой частью безопасной эксплуатации является готовность к чрезвычайным ситуациям: планы действий и достаточные средства реагирования в случае штормового ветра, пожара, разлива нефтепродуктов.
Безопасность береговой инфраструктуры
На берегу любая яхтенная стоянка или марина имеет свои функциональные зоны:
- Клиентская зона, в которой размещаются причальные сооружения, здание яхт-клуба, прогулочная зона, парковка для клиентов. Здание яхт-клуба - главная доминанта всей яхтенной стоянки, с душевыми и туалетами, конференц-залами для капитанских брифингов перед гонками, учебных курсов и семинаров, магазинами и кафе.
- Техническая зона включает в себя расположение подсобных помещений, (мастерские по осмотру и ремонту судна, эллинги, заправочные станции) использующие специальное оборудование и машины, обслуживаемые исключительно квалифицированным персоналом марины. Посторонним находиться в такой зоне не безопасно, поэтому обычно в техническую зону допускаются исключительно представители владельцев, экипажи обслуживаемых в данный момент яхт.
- В служебной зоне размещаются офисные здания, портовый гараж, автостоянка для сотрудников, столовая для сотрудников, санитарный блок. В этой зоне располагается диспетчерская-вахтенная служба с хорошим обзором всей территории и акватории марины.
Возможность доступа посетителей в различные функциональные зоны яхтенной стоянки зависит от цели посещения и общего количества людей с тем, чтобы не создавать угрозу безопасности:
- проезд машин экстренных служб не оказался заблокирован припаркованными автомобилями;
- следует избегать больших скоплений людей в местах, где возможно их падение в воду – на причалах, переходных мостиках и т.п.;
- предотвратить попадание непроинструктированных людей в техническую зону.
В процессе аудита безопасности марин и стоянок по каждому из приведенных выше пунктов должна выполняться оценка риска и выдаваться рекомендации по его снижению до допустимого уровня.