Судоводительская экспертиза разрешает вопросы, связанные с правилами технической эксплуатации судов, правилами плавания и правилами предупреждения столкновения судов на море, а также вопросы правильности судовождения.
Судоводительская экспертиза устанавливает причины происшествия на водном транспорте, рассматривает обстоятельства о соблюдении правил эксплуатации, плавания и судовождения, причинно-следственной связи между действиями командного состава судна с фактом наступления последствий. В рамках этой экспертизы могут быть рассмотрены вопросы о правомерности и безопасности оказания услуг с использованием судов, вопросы транспортной безопасности.
Особенности расследования происшествий с судами
Расследование происшествий с судами производится в соответствии с:
- Кодексом международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Кодекс расследования аварий), одобренный Резолюцией N MSC.255(84) Международной морской организации (IMO) 16.05.2008 г.
- Международный кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ), принят Резолюцией N A.741(18) Международной морской организации (IMO) 21.06.2013 г.
- Положением о расследовании аварий или инцидентов на море, утв. Приказом Минтранса России от 08.10.2013 N 308
- Положением по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 29.12.2003 N 221
Происшествия с судами классифицируются на очень серьезные аварии, аварии и инциденты.
Расследуется инцидент в случае, если имели место: повреждение судна без потери мореходных качеств; посадка судна на мель и его нахождение на мели 24 часа и менее; смещение перевозимого судном груза, не приведшее к потере мореходных качеств судна; лишение возможности движения судна 24 часа и менее; намотка сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль; вызванное повреждением судна загрязнение окружающей среды, …
Расследуется авария в случае, если имели место: гибель человека, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна; тяжкий вред, причиненный здоровью человека в прямой связи с эксплуатацией судна; потеря человека с судна; повреждение судна (утрата мореходных качеств и/или создание препятствий производственной деятельности в связи с появлением эксплуатационных ограничений); смещение перевозимого судном груза и/или изменение физико-химических свойств перевозимого судном груза, приведшее к утрате мореходных качеств судна; посадка судна на мель и его нахождение на мели более 24 часов; лишение возможности движения судна более 24 часов, за исключением случая намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль; повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности судоходства; причинение серьезного ущерба окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов, равный или выше уровня, …
Расследуется очень серьезная авария в случае, если имели место: гибель судна; гибель двух и более человек, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна; гибель буксируемого судна или иного плавучего объекта, буксируемого судном; причинение очень серьезного ущерба окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов от 500 тонн и выше, вызванный повреждением судна или судов.
Причины происшествий с судами: невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства; нарушение командным составом трудовой дисциплины; выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость, неправильная оценка данных электрорадионавигационных приборов и др. (судоводительские ошибки); неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода; технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки; невыполнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства; наступление обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и по которым невозможно предпринять заблаговременные меры по обеспечению безопасности плавания (стихийные бедствия, шторм, резкое падение и подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, внезапный ветровой шквал, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторы льда, террористический акт и другие), - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.
Примерные вопросы
- Причины и механизм происшествия
- Соответствие решений и действий судовладельца, командного состава судна и береговых служб правилам плавания и хорошей морской практики
- Соответствие решений и действий судовладельца, экипажа судна, пассажиров требованиям техники безопасности
- Причинно-следственная связь между допущенными нарушениями и последствиями происшествия
- Степень вины судоводителей в происшествии
- Правомерность использования судна для коммерческой деятельности, в том числе, для перевозки пассажиров и оказания развлекательных услуг
Необходимые документы
- Акт об аварийном случае;
- Выписки из журналов, ведущихся на судне, относящиеся к аварийному случаю;
- Копии навигационных карт с навигационной прокладкой рейса, в котором произошел аварийный случай;
- Данные судового прибора регистрации данных о рейсе (ПРД) или судового упрощенного прибора регистрации данных о рейсе (У-ПРД);
- Планы, схемы маневрирования, столкновения;
- Заверенные судовой печатью копии актов организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна, с которым произошел аварийный случай;
- Заверенные судовой печатью копии судовых документов, за исключением журналов, ведущихся на судне;
- Заверенная судовой печатью копия таблицы маневренных элементов;
- Схематический чертеж аварийного случая;
- Чертежи повреждений;
- Протоколы опроса очевидцев (далее - протоколы опроса) капитаном судна, и/или старшим помощником капитана, и/или судовладельцем, и/или представителем судовладельца;
- Радиограммы, телексы, относящиеся к аварийному случаю;
- Акты осмотров судна;
- Планшеты глубин;
- Схемы заводки буксирных тросов;
- Результаты лабораторных анализов и технических экспертиз;
- Фотографии, относящиеся к аварийному случаю, в том числе фотографии с экранов навигационных приборов с данными на момент аварийного случая; …
Литература
Лозинский О. И. Криминалистическая характеристика происшествий на водном транспорте: Понятия, классификация, особенности осмотра места происшествия и организации расследования // Пробелы в российском законодательстве. 2024. №8.
Ильин Н.Н. Водный транспорт как объект судебной транспортной экспертизы. Теория и практика судебной экспертизы. 2022;17(3):87-93.
Ильин Н.Н. Установление обстоятельств, подлежащих доказыванию при расследовании преступлений, совершенных на объектах транспорта, с помощью транспортно- технических судебных экспертиз // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №6.