Assign modules on offcanvas module position to make them visible in the sidebar.

Main Menu

Поделиться

Техническая экспертиза

Судоводительская экспертиза разрешает вопросы, связанные с правилами технической эксплуатации судов, правилами плавания и правилами предупреждения столкновения судов на море, а также вопросы правильности судовождения.

Судоводительская экспертиза устанавливает причины происшествия на водном транспорте, рассматривает обстоятельства о соблюдении правил эксплуатации, плавания и судовождения, причинно-следственной связи между действиями командного состава судна с фактом наступления последствий. В рамках этой экспертизы могут быть рассмотрены вопросы о правомерности и безопасности оказания услуг с использованием судов, вопросы транспортной безопасности.


Особенности расследования происшествий с судами

Расследование происшествий с судами производится в соответствии с:

  • Кодексом международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Кодекс расследования аварий), одобренный Резолюцией N MSC.255(84) Международной морской организации (IMO) 16.05.2008 г.
  • Международный кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ), принят Резолюцией N A.741(18) Международной морской организации (IMO) 21.06.2013 г.
  • Положением о расследовании аварий или инцидентов на море, утв. Приказом Минтранса России от 08.10.2013 N 308
  • Положением по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса РФ от 29.12.2003 N 221

Происшествия с судами классифицируются на очень серьезные аварии, аварии и инциденты.

Расследуется инцидент в случае, если имели место: повреждение судна без потери мореходных качеств; посадка судна на мель и его нахождение на мели 24 часа и менее; смещение перевозимого судном груза, не приведшее к потере мореходных качеств судна; лишение возможности движения судна 24 часа и менее; намотка сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль; вызванное повреждением судна загрязнение окружающей среды, …

Расследуется авария в случае, если имели место: гибель человека, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна; тяжкий вред, причиненный здоровью человека в прямой связи с эксплуатацией судна; потеря человека с судна; повреждение судна (утрата мореходных качеств и/или создание препятствий производственной деятельности в связи с появлением эксплуатационных ограничений); смещение перевозимого судном груза и/или изменение физико-химических свойств перевозимого судном груза, приведшее к утрате мореходных качеств судна; посадка судна на мель и его нахождение на мели более 24 часов; лишение возможности движения судна более 24 часов, за исключением случая намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты) или руль; повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности судоходства; причинение серьезного ущерба окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов, равный или выше уровня, …

Расследуется очень серьезная авария в случае, если имели место: гибель судна; гибель двух и более человек, произошедшая в прямой связи с эксплуатацией судна; гибель буксируемого судна или иного плавучего объекта, буксируемого судном; причинение очень серьезного ущерба окружающей среде, в том числе разлив нефти или нефтепродуктов от 500 тонн и выше, вызванный повреждением судна или судов.

Причины происшествий с судами: невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства; нарушение командным составом трудовой дисциплины; выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость, неправильная оценка данных электрорадионавигационных приборов и др. (судоводительские ошибки); неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода; технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки; невыполнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства; наступление обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и по которым невозможно предпринять заблаговременные меры по обеспечению безопасности плавания (стихийные бедствия, шторм, резкое падение и подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, внезапный ветровой шквал, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторы льда, террористический акт и другие), - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.

 

Примерные вопросы

  • Причины и механизм происшествия
  • Соответствие решений и действий судовладельца, командного состава судна и береговых служб правилам плавания и хорошей морской практики
  • Соответствие решений и действий судовладельца, экипажа судна, пассажиров требованиям техники безопасности
  • Причинно-следственная связь между допущенными нарушениями и последствиями происшествия
  • Степень вины судоводителей в происшествии
  • Правомерность использования судна для коммерческой деятельности, в том числе, для перевозки пассажиров и оказания развлекательных услуг

 

Необходимые документы

  • Акт об аварийном случае;
  • Выписки из журналов, ведущихся на судне, относящиеся к аварийному случаю;
  • Копии навигационных карт с навигационной прокладкой рейса, в котором произошел аварийный случай;
  • Данные судового прибора регистрации данных о рейсе (ПРД) или судового упрощенного прибора регистрации данных о рейсе (У-ПРД);
  • Планы, схемы маневрирования, столкновения;
  • Заверенные судовой печатью копии актов организации, уполномоченной на классификацию и освидетельствование судов, которая осуществила классификацию и освидетельствование судна, с которым произошел аварийный случай;
  • Заверенные судовой печатью копии судовых документов, за исключением журналов, ведущихся на судне;
  • Заверенная судовой печатью копия таблицы маневренных элементов;
  • Схематический чертеж аварийного случая;
  • Чертежи повреждений;
  • Протоколы опроса очевидцев (далее - протоколы опроса) капитаном судна, и/или старшим помощником капитана, и/или судовладельцем, и/или представителем судовладельца;
  • Радиограммы, телексы, относящиеся к аварийному случаю;
  • Акты осмотров судна;
  • Планшеты глубин;
  • Схемы заводки буксирных тросов;
  • Результаты лабораторных анализов и технических экспертиз;
  • Фотографии, относящиеся к аварийному случаю, в том числе фотографии с экранов навигационных приборов с данными на момент аварийного случая; …

 

Литература

Лозинский О. И. Криминалистическая характеристика происшествий на водном транспорте: Понятия, классификация, особенности осмотра места происшествия и организации расследования // Пробелы в российском законодательстве. 2024. №8.

Ильин Н.Н. Водный транспорт как объект судебной транспортной экспертизы. Теория и практика судебной экспертизы. 2022;17(3):87-93.

Ильин Н.Н. Установление обстоятельств, подлежащих доказыванию при расследовании преступлений, совершенных на объектах транспорта, с помощью транспортно- технических судебных экспертиз // Вестник Московского университета МВД России. 2019. №6.

 

тел. +7 911 727-02-65    e-mail: marinexpert.ru@gmail.com

Экспертный морской совет 2017 © All Rights Reserved.

 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru